TSK Laboratory. Home encyclopedia of music collections.
George Harrison

George Harrison

Nelson Wilbury, George Harrisong

Родился 25 февраля 1943 г. в 00:10 (в 1993г. уточнил, что родился в 23:42, т.е. 24 февраля), в Ливерпуле. Джордж был самым младшим из четверых детей Хэролда и Луизы Харрисон. Его первой школой была "Dovedale Primaly" — та самая, где, тремя классами выше, учился Джон Леннон (хотя они не были знакомы), а второй — "Liverpool Institute": он поступил туда в 1954 г., а в 1959-м ушел, не став сдавать переводные экзамены; осенью поступил в универмаг Blackler's учеником электрика, где проработал до мая 1960 г.

Джордж рос в очень дружной семье, где высоко ценилось самовыражение. С ранних лет в нем стали проявляться независимый характер и нонконформистские взгляды. Оказываясь придерживаться канонов, которые предписывались школьными правилами, он бросил им вызов, избрав символами своего протеста тесные голубые джинсы и длинные волосы.

В 1956 г. он подружился с Полом Маккартни, который учился в этой же школе, классом выше. Мальчиков объединяло зарождающееся увлечение музыкой. Первую, ломаную, гитару Джордж купил у одного приятеля, а первую настоящую ему купила мать в конце 1956 г. Он мог часами играть, совершенствуя свое мастерство и терзая инструмент, пока пальцы не начинали кровоточить. Вместе с братом Питом и еще тремя одноклассниками они организовали группу, назвав себя The Rebels (Бунтари), но публично выступали всего один раз — в местном клубе Британского Легиона. Вскоре Джордж уже играл так хорошо, что Пол решил ввести его в состав The Quarry Men и с этой целью привел к лидеру группы, Джону Леннону. Эта встреча произошла 8 февраля 1958 г. в зале Wilson Hall, где тогда играли The Quarry Men. Поначалу Джон колебался: брать или не брать этого мальчика, который был на три года моложе его, однако изрядные музыкальные способности Джорджа были неоспоримы. Решающим оказался день 13 марта 1958 г., когда The Quarry Men играли в клубе "The Morgue". Джордж блестяще сыграл знаменитый инструментальный номер "Raunchy" и сомнения Джона разом рассеялись. Ему было разрешено заменять лид-гитариста Эрика Гриффитса, когда тот не мог играть, а вскоре назначили соло-гитаристом группы.

С начала 1959 г. до конца лета этого года он играл в составе Les Stewart Quartet, когда The Quarry Men в очередной раз лихорадило. В августе того же года Джордж и Кен Браун ушли от Леса Стюарта и вместе с Джоном и Полом образовали новый состав The Quarry Men (дебют - 29 августа в "The Casbah").

С этого времени и до самого распада Битлз судьба Джорджа неразрывно связана с судьбами Джона и Пола. Он был автором (формально — соавтором вместе с Ленюном) первой битловской композиции, выпущенной на пластинке — "Cry For A Shadow" (июнь 1961 г., Polydor). Правда, это еще было не вполне самостоятельное сочинение, а всего-навсего подражание (или, если угодно, пародия) на стиль популярной в те годы группы The Shadows. А его первым самостоятельным сочинением стала песня "Don't Bother Me", включенная во второй альбом Битлз WITH THE BEATLES (ноябрь 1963 г.) ("In Spite Of All The Danger", записанная на любительскую пластинку в 1958 г., считается совместным сочинением Джорджа и Пола, но фактически это вещь Пола, а Джордж числится соавтором только потому, что играл на соло-гитаре). Джордж был моложе других в группе, поэтому старался «не высовываться». Зато он был сильнее других как инструменталист, и это обеспечивало прочность его положения в группе.

Роль Джорджа Харрисона в росте мастерства Битлз очень велика. В ранние годы он, как музыкант и вокалист, был на равных с Джоном и Полом. И только позднее, когда оформился сочинительский дуэт Леннон-Маккартни, Джордж стал отступать на задний план — как в студии записи, так и на сцене. Правда, он тоже иногда писал песни, но всеобщее внимание только к сочинениям Джона и Пола значительно подрывало его веру в свои силы. В результате за битловские годы появилось много его песен, которые не были записаны, будучи отвергнуты Джоном и Полом по той или иной причине.

К 1966 г. Джордж стал открыто высказывать свое недовольство выступлениями перед публикой. Он чувствовал, что непрерывные гастрольные поездки изматывают группу и тормозят ее музыкальное развитие. Его главной заботой была музыка, а статус знаменитости не давал истинного удовлетворения.

Когда Битлз прекратили гастрольные поездки, чтобы сосредоточиться на студийной работе, у Джорджа появилось больше свободного времени, которое он стал использовать для знакомства с восточной музыкой. Первые ростки интереса к индийской музыке появились у него в период съемки битловского фильма Help! Там есть сцена, во время которой на экране появляются необычные музыкальные инструменты. Во время перерыва в съемках Джордж, пытаясь развлечься, взял один из них — это оказался ситар — и стал на нем играть. Увлеченность индийской музыкой переросла в интерес к религиозной культуре Индии и привела его к попыткам ассимилировать Восток и Запад в музыке Битлз. Он подружился со знаменитым индийским музыкантом Рави Шанкаром и стал брать у него (и его учеников) уроки игры на ситаре. Увлеченность Джорджа передалась и другим Битлам, которые (на какое-то время) тоже обратились к философии Востока как к средству духовного просветления.

В 1966г. Джордж женился на манекенщице и фотомодели Пэтти Бойд. Они познакомились двумя годами раньше на съемках первого фильма Битлз А Hard Day's Night, где у Пэтти была крохотная роль.

Оба увлеченные религией, они вместе совершали регулярные поездки в Индию (впервые в сентябре 1966 г. для изучения индийской музыки). В 1967 г. Джордж и Пэтти увлеклись учением Махариши Махеш Йоги. Джордж надеялся, что проповедуемый Махариши метод достижения внутреннего покоя путем трансцендентальной медитации поможет ему обрести новое «я» и вырваться из сковывающих рамок участника поп-группы. И вновь, зараженные его энтузиазмом, остальные Битлы принялись осваивать новое учение (правда, они очень быстро к нему охладели). Становясь всё более уверенным в себе, Джордж стал писать больше песен. Именно в это время рост эгоцентризма привел к возникновению в группе как личностных, так и музыкальных разногласий. Теперь, когда Джордж стал требовать более справедливой доли студийного времени, эгоцентрические тенденции стали брать верх в группе, и каждый ее участник стал стремиться к тому, чтобы записать свой материал. Разногласия касались также вопроса о выступлениях перед публикой: Джордж (как и Джон) потерял всякий интерес к «живым концертам», тогда как Пол настаивал на их продолжении, пусть в иной форме. Когда Битлз в конце концов распались и пошли каждый своим путем, Джордж выпустил тройной альбом ALL THINGS MUST PASS. В него вошли многие песни, написанные им еще в битловскнй период. Альбом получил высокую оценку критиков и имел огромный коммерческий успех, в отличие от двух предыдущих — WONDERWALL MUSIC (1968 г.) (звуковая дорожка к одноименному фильму) и ELECTRONIC SOUND (1969 г.) (экспериментальные композиции, исполненные на синтезаторе MOOG).

Его последующие альбомы всегда имели, пусть не равноценный, но все-таки успех — по крайней мере, у публики: THE CONCERT FOR BANGLA DESH (1972) — №2 (USA), LIVING IN THE MATERIAL WORLD (1973) — №1 (USA) и №3 (UK), DARK HORSE (1974) — №4 (USA), EXTRA TEXTURE (1975) — №8 (USA), THIRTY-THREE & 1/3 (1976), GEORGE HARRISON (1979) — №1, SOMEWHERE IN ENGLAND (1981), GONE TROPPO (1982), CLOUD NINE (1987). Вышли также сборные альбомы THE BEST OF GEORGE HARRISON (1977) и BEST OF DARK HORSE 1976-1989 (1989).

1 августа 1971 г. Джордж организовал и сам принял участие в «Концерте для Бангла Дэш», названном «Концертом Десятилетия», на котором выступили ведущие артисты в мире рок-музыки. Сбор от концерта пошел в фонд помощи беженцам из истерзанной войной Бангла Дэш. В 1972 г. вышел альбом с записью этого концерта.

Последующие годы были не слишком удачными для карьеры Джорджа. В ноябре 1974 г. Джордж отправился в турне по 27 городам Северной Америки, чтобы известить об открытии своего нового «лейбла» — Dark Horse. Турне прошло неудачно. Причины тут разные, но больше всего Джорджа ругали за хриплый, слабый голос: он только что перенес тяжелую форму ларингита. Критики-острословы мигом окрестили турне "Dark Hoarse" (hoarse = хриплый).

Помимо всего прочего, ему пришлось столкнуться с нежеланием публики принять музыку Рави Шанкара и его индийского оркестра, который принимал участие в концертах. Даже исполнение Джорджем его собственных композиций встречалось прохладно, потому что он переделывал многие свои старые песни, которые публика считала неприкосновенной классикой. Однако он упорно продолжал турне в том виде, в каком его задумал, но когда оно подошло к концу, он был только рад этому и с тех пор не рвется назад на сцену и не скучает по цирковой атмосфере, которой пронизана вся жизнь «в дороге».

9 июня 1977 г. 11-летний бездетный союз Джорджа с Пэтти был разорван (жена ушла от него фактически за три года до этого), и через год он женился на своей подруге последних лет, бывшей секретарше Dark Horse — Оливии Тринидад Ариас. Свадьба состоялась 2 сентября 1978 г. — спустя месяц после того, как у них родился сын Dhani. Осенью 1978 г. Джордж заходил к Джону Леннону в «Дакоту» — это была их последняя встреча. В 1979-м Джордж прервал трехлетнее музыкальное молчание, выпустив альбом GEORGE HARRISON, который, в отличие от предыдущих, был высоко оценен как критикой, так и публикой, и стал бестселлером. В том же году он выпустил книгу воспоминаний I Me Mine с текстами всех песен. На смерть Джона он откликнулся песней "All Those Years Ago", включенной в альбом SOMEWHERE IN ENGLAND (1981 г.) и записанной с участием Пола и Ринго.

После прохладно принятого альбома GONE TROPPO (1982 г.) Джордж 5 лет не выпускал пластинок. Все это время он занимался делами основанной им вместе с Деннисом О'Брайеном в 1978 г. кинофирмы HandMade Films, выступая в роли продюсера, а иногда в автора музыки к фильмам. В некоторых фильмах он исполняет эпизодические роли.

Изредка он появлялся и на сцене, играя джем с друзьями из рок-мира (Олвин Ли, Дейв Гилмор, Мик Ралфс и др.). 15 марта 1986 г. Джордж принял участие в благотворительном концерте "Heartbeat '86" в Бирмингеме (сбор от концерта был перечислен в местную больницу). 5 января 1986 г. он играл вместе с Карлом Перкинсом на ТВ-шоу Blue Suede Shoes.

В 1987 г. вышел первый после долгого перерыва (с 1982 г.) альбом Джорджа CLOUD NINE с участием Джеффа Линна, тепло встреченный и критикой, и публикой. 5 и 6 июня 1987 г. вместе с Ринго, Эриком Клэптоном и др. Джордж принял участие в ежегодных благотворительных концертах Prince's Trust Benefit Concerts, где исполнил "Here Come The Sun" и "While My Guitar Gently Weeps". 19 февраля 1987 г. в лос-анджелесском клубе «Паломино» он играл джем с Бобом Диланом, Джоном Фогерти и др. В том же году он, страстный любитель автогонок ездил в Австралию на розыгрыш «Гран-при Аделаиды».

26 февраля 1988 г. в Сан-Ремо Джордж получил приз за видеоклип "When We Was Fab", признанный лучшим видеоклипом года.

Весной 1988 г. он участвовал в записи сольных альбомов Тома Петти, Роя Орбисона, а также сингла Дела Шеннона. Тогда же, вместе с Томом Петти, Бобом Диланом, Роем Орбисоном и Джеффом Линном, Джордж организовал студийный ансамбль с ироничным «цирковым» названием The Traveling Wilburys (Бродячее семейство Уилбери) и выпустил альбом TRAVELING WILBURYS VOLUME ONE (октябрь 1988 г.), имевший крупный успех, к сожалению, омраченный смертью Роя Орбисона 6 декабря.

В марте 1989 г. Джордж снялся в видеоклипе Тома Петти, в июне того же года участвовал в концерте Боба Дилана в Бирмингеме, а в ноябре — в лондонском концерте Эрика Клэптона. В октябре 1990 г. вышел LP TRAVELING WILBURYS VOLUME THREE, где Wilburys играли уже без Роя Орбисона. В том же году Джордж «гостил» на LP UNDER THE RED SKY Боба Дилана.

1-17 дек. 1991 г. он выступал на концертах вместе с Эриком Клэптоном и его ансамблем в Японии. Часть этих выступлений вышла на 2 CD LIVE IN JAPAN (1992 г.).

6 апреля 1992 г. Джордж дал свой первый сольный концерт в Англии со времени распада Битлз ("Albert Hall", Лондон). В финале концерта приняли участие сын Джорджа Dhani и Ринго Старр.

16 октября 1992 г. Джордж выступал в нью-йоркском зале "Madison Square Garden" на грандиозном концерте в честь 30-летня творческой деятельности Боба Дилана.

9 декабря 1992 г. журнал "Billboard" присудил ему специальную награду Century Award («Награда Века«) за выдающиеся творческие достижения.

В начале 1994 г. и в начале 1995 г. Джордж, вместе с Полом и Ринго, работал над новыми совместными битловскими записями "Free As A Bird" и "Real Love" (вышли на компакт-дисках серии THE BEATLES ANTHOLOGY в 1995-96 гг.).

Дискография:

Студийный альбом:

Сборник:

Концертный альбом:

Участие в альбомах:

Смотри также: