TSK Laboratory. Home encyclopedia of music collections.
The Cars

The Cars

Американская поп-рок-группа. «THE CARS являются альтернативой всему современному американскому року в той же примерно мере, в какой Джимми Картер альтернативен Рональду Рейгану», — высказался об этой группе “Melody Maker”, и трудно решить, чего в этой фразе больше — иронии или уважения. Надо сказать, отношения с «серьезной» рок-прессой у THE CARS не складывались никогда: с самого начала своей карьеры группа взяла известный ей одной курс и двигалась в выбранном направлении, невзирая на ярлыки, которые лепили на нее озадаченные рок-критики. Все выпущенные THE CARS альбомы схожи по стилю и звуку, но если тексты лидера группы Рика Оказека бесстрастны и пронизаны отчуждением даже в большей степени, нежели у его духовных предтеч — THE VELVET UNDERGROUND и ROXY MUSIC — то музыка группы всегда представляла собой живой и эффектно аранжированный гитарно-клавишный поп-рок, что сделало их в равной степени привлекательными как для модной молодой аудитории, так и для сорокалетних слушателей FM-радио.

Основатель группы Рик Оказек (Ric Ocasek) родился в Балтиморе, Мэриленд, 23 марта 1949 (настоящее имя Ричард Отказек (Richard Otcasek), научился играть на гитаре десяти лет от роду и сразу же принялся сочинять песни. После того, как его выгнали из колледжа “Antioch” и Университета “Bowling Green State”, Рик решил, что настало время заняться музыкой. На вечеринке у приятеля в Кливленде он нашел первого союзника: Бен Орр (Ben Orr) родился в Кливленде (настоящее имя Бенджамин Ореховски (Benjamin Orzechowski) и еще подростком организовал группу, которая озвучивала рок-шоу “Upbeat” на местном телевидении. После школы он получил работу на студии, а набравшись опыта спродюсировал несколько синглов местных хард-рокеров. Рик и Бен начали работать вместе и за следующие несколько лет сменили дюжину групп в Кливленде, Нью-Йорке, Вудстоке и Энн-Арбора, пока в 1969 не осели в Кембридже, Массачусетс.

Ангажировав местного барабанщика, Оказек и Орр на следующий год создали хард-рок-трио MILKWOOD, которое на протяжении трех лет записало для “ABC Paramount” и “Warner Bros.” десяток синглов и два альбома — “Milkwood” и “How's The Weather”. В записи второго из них участвовал клавишник Грег Хоукс (Greg Hawkes). Грег тоже родился в Балтиморе и несколько лет играл у поющего комика Мартина Малла, а потом с ORPHAN — кантри-рок-группой из Бостона. Помимо этого, он (как автор) сотрудничал с игравшими прогрессив бостонцами HAPPY THE MAN.

В 1974 MILKWOOD распалась, а Орр с Оказеком собрали трио CAP'N SWING, к которому вскоре присоединился четвертый участник, гитарист-певец Эллиот Истон (Elliot Easton, p. 18 декабря 1953, Бостон, настоящее имя Эллиот Шапиро (Shapiro)). Группа перебралась в Бостон и пользовалась некоторым успехом на клубной сцене. Помимо того в 1975 Орр и Оказек приняли участие в записи альбома экс-вокалиста STORIES Иэна Ллойда. Летом 1976, так и не сумев привлечь внимания фирм грамзаписи, CAP'N SWING развалились.

Оказек не сдался и уже в сентябре собрал частично новый состав, в который вошли: он сам (ритм-гитара, вокал), Истон (соло-гитара, вокал), Орр (бас, вокал) и Хоукс (клавишные, саксофон, вокал). Месяцем позже к ним присоединился Дэвид Робинсон (David Robinson), барабанщик оригинального состава THE MODERN LOVERS, а потом THE POP и DMZ, который и придумал им «индустриальное» название THE CARS.

После двух месяцев репетиций в подвале у Оказека, THE CARS записали демо с номером Just What I Needed, который стал самой «часто заказываемой песней» на бостонской радиостанции WBCN, а 31 декабря 1976 в первый раз сыграли ее живьем на новогоднем празднике на базе ВВС “Pease” в Портсмуте, Нью-Хэмпшир. Начиная с февраля 1977 THE CARS со все возраставшим успехом играли в бостонском клубе “The Rat”. Именно там группу впервые увидел ее будущий менеджер Фред Льюис, который пристроил их в первое отделение шоу Боба Сегера (зал аплодировал им стоя!), а после соло-концерта в колледже Holy Cross (в ноябре того же года) добился контракта с “Elektra”.

Весной 1978, в Лондоне, всего за две недели, продюсер Рой Томас Бэйкер (QUEEN) записал первый альбом THE CARS, который к декабрю, сопровождаемый разноречивыми откликами в прессе, осенним турне по Британии и Европе, а также удачными синглами (“Just What I Needed”, № 27, “My Best Friend's Girl”, № 35) поднялся до 18-й строки, провел в чартах в общей сложности 139 недель, разошелся тиражом два миллиона и был удостоен (как и все остальные альбомы THE CARS) «платинового диска».

Успех этот был неожиданным, так как совпал с расцветом панка на обеих сторонах Атлантики, и стал одним из первых признаков зарождения «новой волны» (в прессе этот термин едва ли не в первый раз был применен именно к THE CARS). В Британии “My Best Friend's Girl” достигла 3-й строки и была первым поступившим в продажу иллюстрированным (picture disc) синглом.

По итогам 1978 “Rolling Stone” назвал THE CARS «лучшей новой группой года», а уже в июне 1979 на прилавках появился ее второй альбом “Candy-O”, с обложкой известного поп-художника Альберто Варгаса (№ 3 в США/№ 30 в Британии). Он продержался в списках 62 недели и упрочил коммерческий статус группы во всем цивилизованном мире. В августе 1979 THE CARS дали концерт в Центральном парке Нью-Йорка, на который пришло полмиллиона слушателей! Той же осенью Оказек (как модная поп-звезда) был приглашен на роль ведущего телепрограммы “Midnight Special”. Он согласился, но при условии полного контроля за отбором гостей и редактурой. Программа пошла в эфир и показала, каким в принципе должен быть рок на телеэкране.

За три следующих года группа выпустила два ставших «платиновыми» альбома “Panorama” (№ 5, 1980) и “Shake It Up” (№ 9, 1981), хит-синглы “Let's Go” (№ 14, 1979), “Touch And Go” (№ 37, 1980), “Shake It Up” (№ 4 в 1982), а в 1981 купила бостонскую студию “Intermedio”, которая после реконструкции получила название “Synchro Sound” и стала полигоном для всех ее дальнейших экзерсисов. (Помимо того, там записывались многие исполнители заведомо некоммерческого толка: в “Synchro Sound”, был, к примеру, записан дебютный альбом MINISTRY.) Следующий сингл “Since You're Gone” (1982) был только 41-м в США, однако вернул имя THE CARS в британские чарты (№ 37). После этого Рик распустил группу на бессрочные каникулы, которые ее участники посвятили воплощению собственных музыкальных идей.

В 1983 вышли первые соло-альбомы Оказека (“Beatitude”) и Хоукса (“Niagara Falls”). Cтилистически оба они мало чем отличались от альбомов THE CARS. Рик помимо этого активно занялся продюсерской деятельностью, поддерживая и помогая своим менее удачливым коллегам по бывшему андерграунду Восточного побережья — особенно это касалось SUICIDE, которых он еще в 1980, вопреки отчаянному сопротивлению устроителей, включил в американское турне THE CARS.

Истон взялся продюсировать PETER BOND SET и известного позже Жюля Шира, а Робинсон — синглы THE VINNY BAND и BOY'S LIFE. Кроме того, он был барабанщиком в бостонской группе со странным названием OOH AH AH и работал в студии, консультируя работавших там музыкантов. В 1983 группа также записала саундтрек к экспериментальному 30-минутному фильму “Chapter X”, а в феврале 1984 выпустила свой четвертый мега-селлер “Heartbeat City” (№ 3), на записи которого Бэйкера сменил знаменитый (но по другим группам: AC/DC, DEF LEPPARD) продюсер Роберт Джон «Матт» Лэндж. Популярности диска немало способствовал и успех сингла “You Might Think” (№ 7), видеоклип которого получил несколько профессиональных призов. Тот же альбом включал еще три хита: Magic (№ 12), Drive (№ 3/№ 5, вокал: Орр) и Why Can't I Have You (№ 33). В августе 1985 Drive была издана в Британии и, после того, как она прозвучала в программе “Live Aid”, где иллюстрировала документальные съемки из голодающей Эфиопии, достигла 4-й строки. Группа передала все доходы от нее в Фонд “Band Aid”.

По мере того, как нарастала сепаратная активность участников THE CARS (в 1985 вышел неплохой соло-альбом Истона “Change No Change” (№ 99); в 1986 второй диск Оказека “This Side Of Paradise” и дебютная работа Бена Орра “The Lace” (№ 92)), их коллективные усилия становились все менее и менее явными, хотя и по-прежнему безошибочными: изданный осенью 1985 сборник “Greatest Hits” был 12-м в США и 27-м за океаном; “Tonight She Comes” в следующем январе была 7-й, а “I'm Not The One” — 32-й.

В августе 1987, после еще одной годичной паузы, THE CARS выпустили свой седьмой (и, видимо, последний) альбом “Door To Door”. Спродюсировал его сам Оказек. Альбом достиг лишь 26-й отметки в чартах и дал жизнь синглам “You Are The Girl” (№ 17) и “Strap Me In” (№ 85 в ноябре 1987). Эта пластинка оказалась последней работой, сделанной THE CARS вместе: хотя никаких заявлений или деклараций по поводу будущего группы произнесено не было, она распалась. В конце 80-х — начале 90-х годов все ее участники занялись в той или иной степени продуктивной деятельностью по индивидуальным планам — Истон, в частности, собрал THE BAND OF ANGELS — однако, наиболее заметным среди них по-прежнему был неиссякаемый на хорошие песни Рик Оказек. — Андрей Бурлака.

Дискография:

Студийный альбом:

Сборник:

Концертный альбом:

Смотри также: