TSK Laboratory. Home encyclopedia of music collections.
Муслим Магомаев

Муслим Магомаев

Родился Муслим Магомае в 17 августа 1942 в Баку в семье художника и драматической актрисы. В семье со старинными музыкальными традициями - его дед по отцу то же Муслим Магомаев был знаменитым азербайджанским композитором, его имя носит Бакинская филармония. Муслим рано остался без отца, не вернувшегося с войны, большое участие в его воспитании и судьбе принял его дядя Джамал-эддин Магомаев - крупный партийно-государственный деятель Азербайджана.

От своей матери Айшет Ахмедовна Муслим унаследовал голос, от Магомаевых музыкальность. На талантливого мальчика оказали влияние и атмосфера семьи, в которой он рос, и музыкальная школа и консерватория и оперный театр.

Учился Муслим по классу фортепиано в элитной музыкальной школе-десятилетке при Бакинской консерватории . Пением увлекся только в 14 лет, брал уроки у Сусанны Аркадиевны Микаэлян, преподавателя консерватории и профессора Владимира Цезаровича Аншилевича.

Уже в детстве Муслим увлекся легкой музыкой услышал американский джаз и неаполитанские песни. Сильное впечатление на начинающего певца оказали пластинки Энрико Карузо и Титта Руффо. Пение увлекло его настолько, что он оставил школу и после седьмого класса перешел на вокальное отделение музыкального училища. В училише поощрялась концертная практика и у Муслима начались первые публичные выступления.

Звездный час Муслима Магомаева наступил в 1962 г., когда в Кремлевском Дворце Съездов на фестивале азербайджанской культуры он исполнил песню "Бухенвальдский набат" и каватину Фигаро.Игра в страстность была не по нему, он может исполнять только по настоящему. Каждое произведение он берет не столько вокальной школой, голосовой механикой, сколоко своим существом - от сердца к голосу. Иван Семенович Козловский был недоволен:

"Этот парень совсем себя не бережет, если такую трудную арию повторяет на бис".

Зато Екатерина Фурцева отметила:

"Наконец-то у нас появился настоящий баритон. Баритон".

Первый сольный концерт Магомаева состоялся 10 ноября 1963 в Концертном зале имени Чайковского. Бах Гендель Моцарт, Россини, Шуберт,Чайковский, Рахманинов Гаджибеков... Вместо объявленных в программе шестнадцати вещей в тот вечер он спел двадцать три: в незапланированном третьем отделении Магомаев пел итальянские и современные песни...

"Разошлась чиновная часть публики, уже выключили свет, увезли рояль, а к авансцене зала, с балконов, с галерки все стекались толпы поклонников - человек триста. Они стояли и хлопали. Вот тогда и началось третье отделение. Вернули рояль, и наступило время эстрады. "Come prima", "Guarda che Luna" и стремительный твист Адриано Челентано "Двадцать четыре тысячи поцелуев"...

Потом Муслим Магомаев, учитывая разные вкусы, стал строить концерты именно так: из классических произведений и эстрадных номеров. Симфонический оркестр превращался в эстрадно симфонический. Это стало традицией.

В 1963 г. Магомаев стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова. В спектаклях был занят нечасто, т.к. довольно быстро стал популярным исполнителем эстрадных песен, чьи сольные выступления приносили театру большую прибыль.

В 1964 и 1965 молодого певца дважды направляли на стажировку в миланский театр "Ла Скала". Но по окончании стажировки Магомаев отказался от предложений петь в "Севильском цирюльнике" на сцене Кремлевского дворца съездов и отказался от работы в труппе Большого театра.

"Большой это пучина, я не смогу быть там первым".

А главное, отказался потому, что ему в главном театре страны пришлось бы исполнять советский репертуар, который он -певец, воспитанный на оперной классике, терпеть не мог.

Летом 1966 и состоялись первые выступления Муслима Магомаева в знаменитом театре "Олимпия" в Париже. вторые в 1969 , вместе с Ленинградским мьюзик-холлом и Эдитой Пьехой. Каждый раз Магомаев уходил со сцены под овации зала. После такого успеха у публики французы хотели заполучить Магомаева еще на один год и певец всерьез рассматривал такую возможность. Но отказало Министерство культуры СССР -

"Его постоянно просят выступать на правительственных концертах. Он наш государственный певец".

Перед певцом стоял вопрос: уезжать в СССР или оставаться.

"Оставаться было можно, но нельзя. И это был один из немногих случаев в жизни, когда ненавистное для меня слово "нельзя" победило мое любимое слово "можно".

Вспоминая ту непростую ситуацию Магомаев пишет:

"Теперь налицо обратная ситуация на ту непродуманную политику в области культуры, на прежние запреты, ограничения: из страны уехали почти все самые лучшие наши певцы, пианисты, дирижеры... Вот мы и имеем то, что имеем."

Вернулся Магомаев в СССР будучи сверх популярным певцом и гастролером ¦1. В 1970 воспользовавшись вынужденным перерывом в коцертной деятельности Магомаев сдал все экзамены и за один год закончил вокальное отделение Бакинской консерватории.

Потом артист продолжал выступать, много записывался. Для реализации своих музыкальных идей, собирает из лучших джазменов страны интернациональный Азербайджанский государственный эстрадно-симфонического оркестра. С 1975 по 89 является его художественным руководителем.

Муслим Магомаев пел гражданские песни, но в его творчестве никогда не было державных примет, он не спел ни одного слова, где славится Партия. Все его песни - это одна большая тема Любви. Любви к людям.

В своей книге воспоминаний о Магомаев очень тепло отзывается о многих больших людях культуры и политики людях, с которыми ему приходилось встречаться, работать, дружить. Вот как пишет он о Екатерине Фурцевой:

"Была она человеком незаурядным и на своем месте. Она любила свое дело, любила артистов. Многим она помогла стать тем, кем они стали... Лучшего министра культуры после Екатерины Алексеевны Фурцевой у нас не было. И будет ли?"

Певец никогда не состоял в ВЛКСМ, не был членом КПСС, так и не стал лауреатом Ленинской премии, не получил Государственной. И если бы не расположение к Магомаеву Леонида Ильича Брежнева и Гейдара Алиевича Алиева молодой певец в 1973 в свои 31 лет не получил бы звания Народного артиста СССР.

Но не связи и партийная поддержка сделали артиста истинно популярным и народным. Исключительный талант, красивый голос, музыкальностью, темперамент, великолепной сценической внешностью, способствовали той славе, которая много лет неизменно сопутствует певцу, где бы он ни выступал.

Что касается увлечений артиста, то компьютер сегодня для него игрушка на которой может забавляться сколько угодно. Используя его, пишет себе аранжировки, а сейчас увлекся компьютерной фотографией. Спустя тридцать лет вспомнил, что в детстве и юности немножко рисовал - что-то передалось с генами от отца-художника. Впервые начал писать маслом. Сделал портреты Верди, Рахманинова.

Но есть и слабости. Например, курит Malboro по 3 пачки в день Говорит "Не могу ни в чем себе отказать. Хочется выпить - выпью. Хочется гульнуть - приглашу Леву Лещенко, Володю Винокура, Кобзона... "

В 1997 г. его именем названа одна из малых планет Солнечной системы.

Дискография:

Студийный альбом:

Патефонная пластинка:

Патефонная пластинка:

Участие в альбомах:

Смотри также:

Web