TSK Laboratory. Home encyclopedia of music collections.
The Allman Brothers Band

The Allman Brothers Band

Американская хард-рок-группа. Выходцы из американского Юга, THE ALLMAN BROTHERS BAND были одними из наиболее значительных представителей музыкальной сцены США 70-х годов. Начав с традиционного хард-рока, они вскоре создали уникальный стиль, в котором органично перемешались все популярные в южных штатах жанры — рок-н-ролл, кантри, госпел и ритм-энд-блюз, ввели моду на состав с двумя гитаристами и двумя барабанщиками и проложили путь целой генерации групп, получивших в прессе определение южного буги.

Братья Дуэйн Олмен (Duane Allman, p. 20 ноября 1946, Нэшвилл; гитара, фортепиано) и Грегг Олмен (Gregg Allman, p. 8 декабря 1947, Нэшвилл; клавишные, вокал) провели детство в столице кантри Нэшвилле, однако, подростками вместе с родителями переехали в городок Дайтона-Бич во Флориде, слушали все блюзовые радиопрограммы и начали осваивать музыкальные инструменты на рубеже 60-х годов.

В 1960 они уже собрали свою первую группу THE KINGS, которая после ряда изменений состава превратилась в THE HOUSE ROCKERS. Первую половину 60-х годов братья провели, выступая с различными бэндами в местных клубах, а в 1965 сформировали вполне профессиональный состав THE ALLMAN JOYS (название его удачно обыгрывало совпадение их фамилии с торговой маркой популярных шоколадных батончиков), которая разъезжала по Флориде, Джорджии, Алабаме и т. д. с репертуаром из кавер-версий текущих хитов, блюзовых стандартов и собственных сочинений. В 1966 THE ALLMAN JOYS: братья плюс басист Боб Келлер (Bob Keller) и барабанщик Мэнард Портвуд (Manard Portwood), место которого позже занял Билли Кэнелл (Billy Canell), подписали контракт с местным лэйблом "Dial", выпустившим два не особо примечательных альбома и сингл с кавером блюза “Spoonful”, который провалился в чартах, лишив группу иллюзий и финансовой поддержки.

Дуэйн и Грегг собрали новых JOYS: Маброн Маккинни (Mabron McKinney; бас), Пол Хорнсби (Paul Hornsby; клавишные) и Джонни Сэндлин (Johnny Sandlin; барабаны). Этот состав не записывался, а в 1967, когда Маккинни сменил Джесс Уиллард Карр (Jesse Willard Carr), перебрался поближе к средоточию шоу-бизнеса, в Лос-Анджелес, и уже под новым названием HOURGLASS подписал контракт с "Liberty". В 1967…68 HOURGLASS записали для фирмы два альбома ("Hourglass" и "Power Of Love"), но ни один, ни другой не сумел привлечь внимания покупателей, поэтому в апреле 1968, когда "Liberty" забраковала материал для третьего диска, записанный в известной студии "Fame", братья распустили HOURGLASS и вернулись во Флориду.

Лето 1968 они провели, выступая и записываясь с местными фолк-рокерами THE 31ST OF FEBRUARY (на волне последующей популярности Олменов записи этого периода были изданы “Polydor” как “Duane & Gregg”), после чего Грегг снова уехал в Калифорнию, чтобы записать диск, который он задолжал “Liberty” по контракту. В свою очередь, Дуэйн принял приглашение владельца “Fame Studios” Рика Холла и стал сессионным студийным гитаристом: в этом качестве он участвовал в записях Перси Следжа, Кларенса Картера, Боза Скэггза, Кинга Кертиса, Ареты Фрэнклин, Уилсона Пикета (который лишь по настоянию Олмена записал удачную версию Hey Jude Леннона и Маккартни) и многих других. Его яркая и эмоциональная игра произвела сильное впечатление на бывшего менеджера Отиса Реддинга Фила Уолдена, который, в свою очередь, сумел убедить вице-президента фирмы “Atlantic” Джерри Уэкслера предложить Дуэйну соло-контракт. В конце 1968 Олмен записал неизданный альбом, в котором играли Хорнсби, Сэндлин и басист Берри Оукли (Berry Oakley, p. 4 апреля 1948, Чикаго) из еще одной флоридской группы THE SECOND COMING, однако остался недоволен качеством материала и решил «поставить его на полку». Он снова уехал во Флориду и «джемовал» с различными участниками THE SECOND COMING и THE 31ST OF FEBRUARY, пока группа не утвердилась в составе: сам Дуэйн Олмен, Берри Оукли, его коллега по бэк-группе Томми Роу THE ROMANS и THE SECOND COMING, гитарист-певец Ричард «Дики» Беттс (Richard “Dickey” Betts, p. 12 декабря 1943, Сарасот, Флорида) и экс-барабанщик THE 31ST OF FEBRUARY Батч Тракс (Butch Trucks, p. Джексонвилл, Флорида). По рекомендации Фила Уолдена к ним присоединился перкуссионист и барабанщик FAME STUDIOS Джей Джоэнни Джоэнсон (Jai Johanny Johanson, настоящее имя Джон Ли Джонсон (John Lee Johnson), p. 8 июля 1944, Оушн-Спрингз, Миссисипи), также известный как Джеймо (Jaimoe), который работал с Отисом Реддингом, Перси Следжем, Клифтоном Шенье и Джо Тексом. Формирование состава завершилось с возвращением Грегга Олмена. Новорожденная группа получила имя THE ALLMAN BROTHERS BAND, обосновалась в Мэйконе, Джорджия и, подписав контракт с “Atco”/“Atlantic”, после трех месяцев репетиций отправилась записываться в Нью-Йорк.

Хотя их вышедший в декабре 1969 одноименный дебютный альбом едва дотянул до Топ200 (№ 188), пластинка пользовалась постоянным спросом на Юге, где THE ALLMAN BROTHERS BAND регулярно и с нарастающим успехом гастролировал все это время. В перерывах между турами Дуэйн по-прежнему сессионировал: в этот период он играл на записях Лоры Ниро, Отиса Раша, Ронни Хоукинса, Джона Пола Хэммонда, Лулу и дуэта DELANEY & BONNIE. Последние, видимо, и рассказали о нем Эрику Клэптону, который специально приехал на концерт группы в Майами, чтобы предложить Дуэйну сотрудничество. Олмен появился в альбоме DEREK & THE DOMINOS “Layla” и сыграл соло в заглавном номере пластинки. (Позднее Клэптон признался, что Дуэйн был для него «настоящим катализатором».) 3 июля 1970 ALLMAN BROTHERS BAND выступили в программе легендарного рок-фестиваля в Атланте на одной сцене с Джими Хендриксом, Би-Би Кингом и JETHRO TULL. Постоянные гастроли постепенно расширили их аудиторию, и уже второй альбом “Idlewild South” попал в Топ40.

Летом 1971 группа подписала контракт с новоорганизованной компанией Фила Уолдена “Capricorn Records”. Понимая, что живьем ALLMANS звучат выигрышнее, чем в студии, Уолден начал с выпуска концертного альбома, записанного на концертах в зале “Fillmore East” в марте и вышедшего в том же июле. Альбом включал версии Statesboro Blues и Stormy Monday, достиг 13-й строки и принес группе первый «золотой диск».

Группа находилась в отличной форме и уже начала работать над следующим альбомом, когда 29 октября 1971 24-летний Дуэйн Олмен насмерть разбился на своем мотоцикле недалеко от Мэйкона. Группа играла на его похоронах и объявила о том, что место Дуэйна останется свободным.

В марте 1972 вышел двойной альбом “Eat A Peach”, который включал три последних записанных с Дуэйном номера и остатки записей из “Fillmore” и поднялся в списках до 4-го места. ALLMAN BROTHERS BAND продолжали работать впятером, однако, 11 ноября 1972 Берри Оукли погиб в аварии буквально в трех кварталах от места гибели Дуэйна. Чтобы вернуться на сцену, им неизбежно пришлось искать замену. К началу 1973 группа была реорганизована: Грегг взял в руки гитару, его место за клавишными занял Чак Ливелл (Chuck Leavell) из FRIENDS & NEIGHBORS, которые аккомпанировали Алексу Тэйлору и Доктору Джону, а басистом стал Ламар Уильямс (Lamar Williams, p. 1947).

Весной 1973 “Atlantic” переиздала два первых диска группы под названием “Beginnings” — новое издание достигло 25-й строки и принесло группе еще один «золотой диск». 28 июля они выступили перед крупнейшей в истории рока аудиторией из 600 тысяч человек на фестивале в Уоткинс-Глен, а еще через месяц Тракс вдребезги разбил свою машину неподалеку от Мэйкона, но, к счастью, отделался сломанной ногой. В том же месяце свет увидел очередной (посвященный памяти Оукли) диск группы “Brothers And Sisters”, в записи которого участвовал известный сессионный гитарист Лес Дудек (Les Dudek) — его соло прозвучало в песне Беттса Ramblin' Man, которая была издана на сингле, а в октябре 1973 достигла 2-й строки, став крупнейшим успехом ALLMAN BROTHERS BAND в списках популярности.

К этому времени Дики Беттс определился как очевидный музыкальный лидер группы — примером его пронизанного духом кантри и софт-рока стиля стал инструментальный хит Jessica (№ 65 февраль 1974). Это не могло на вызвать охлаждения внутри «семьи» (участники ALLMAN BROTHERS постоянно подчеркивали родственный характер отношений в группе). Почти весь 1974 Беттс и Олмен посвятили реализации сольных проектов (причем, в GREGG ALLAMN BAND играли все участники группы, кроме, естественно, Беттса), и их следующая совместная работа, альбом “Win, Lose Or Draw” (№ 5), вышел только два года спустя, в августе 1975. В том же году музыканты ALLMANS, а также жанрово близких MARSHALL TUCKER BAND и CHARLIE DANIELS BAND приняли участие в записи камбэк-альбома легендарного героя кантри Хэнка Уильямса-младшего.

Группа продолжала интенсивно гастролировать, но практически не заходила в студию, однако, финал неожиданно наступил в июле 1976, когда Олмен выступил в суде свидетелем против своего роуд-менеджера Скутера Херринга, который был признан виновным в хранении наркотиков, езде в нетрезвом виде и т. д. и был приговорен в общей сложности к 77 годам заключения! Остальные музыканты сочли, что Грегг тем самым предал идеалы их братства («Не думаю, что мы когда-либо сможем выйти на сцену вместе с ним», — заявил Беттс), и 16 июля 1976 было объявлено, что ALLMAN BROTHERS BAND прекращает существование.

Дискографию этого периода завершил двойной сборный альбом “The Road Goes On Forever” (1975) и запись концерта в 1972 “Wipe The Windows, Check The Oil, Dollar Gas” (1976). Следующие четыре года участники бэнда занимались собственными делами: Беттс организовал группу GREAT SOUTHERN, с которой выпустил два альбома, Грегг Олмен записывался соло и со своей тогдашней женой Шер (под вывеской ALLMAN & WOMAN), Тракс изучал музыку в университете Флориды и работал с экспериментальной группой TRUCKS, а Ливел, Уильямс и Джоэнсен собрали новый бэнд SEA LEVEL. Что же касается Фила Уолдена, то “Capricorn Records” до конца 70-х годов издала около полутора сотен альбомов — преимущественно, исполнителей с Юга, хотя лишь немногие из них принесли фирме реальный коммерческий успех.

Новый этап в истории ALLMAN BROTHERS BAND начался только летом 1978, когда Олмен, Тракс и Джоэнсон появились на концерте GREAT SOUTHERN и, к немалому восторгу публики, сыграли с Беттсои и его музыкантами несколько номеров из своего классического репертуара. Былые противоречия были забыты, и группа объединилась под прежним именем в составе: Олмен, Беттс, Тракс, Джоэнсон плюс участники GREAT SOUTHERN: Дэн Толер (Dan Toler; соло-гитара) и Дэвид «Рук» Голдфлайз (David “Rook” Goldflies; бас). Они вернулись на “Capricorn”, дебютировали на ежегодно проводимом фирмой концерте-пикнике, а в начале 1979 выпустили неожиданно удачный (и отмеченый «золотым диском») альбом “Enlightened Rogues” (№ 9) и хит-сингл “Crazy Love” (№ 29), которые спродюсировал Том Дауд. В январе 1980 Фил Уолден был вынужден объявить о банкротстве “Capricorn” (обремененной долгами и кучей неудачных пластинок других исполнителей), и ALLMANS разом очутились у разбитого корыта. Джеймо снова ушел, однако группа выстояла: составом, который усилили клавишник Майк Лоулер (Mike Lawler) и брат Дэна, барабанщик Дэвид Толер (David Toler), они заключили новый контракт с “Arista”, а летом 1980 выпустили вполне приличный альбом “Reach For The Sky” (№ 27). За ним последовал новый хит Straight From The Heart (№ 39), однако, альбом “Brothers Of The Road”, из которого он был взят, летом 1981 смог подняться только до 72-й отметки, поэтому в группе снова начались брожения. Лоулер ушел, его место занял вернувшийся после распада группы SEA LEVEL и одного альбома с THE ROCKETS Ливелл, но финансовые затруднения, личные амбиции и ощущение того, что они выпадают из современного музыкального контекста, вынудили участников расстаться в начале 1983.

25 января 1983 бывший басист ALLMANS и SEA LEVEL Ламар Уильямс умер от рака. Остальные на протяжении 80-х годов проявляли не слишком заметную сольную активность: Олмен и Беттс записывали редкие альбомы, все прочие играли на сессиях или гастролировали с группами второго эшелона — только Ливелл остался на виду: он был приглашен в концертный состав ROLLING STONES и работал с ними, по крайней мере, до середины 90-х годов.

В 1990 “Polydor” на шести пластинках и четырех компакт-дисках издал антологию ALLMAN BROTHERS BAND “Dreams”, которая вызвала значительный резонанс и побудила бывших участников задуматься о воссоединении. В новую версию группы вошли Олмен, Беттс, Тракс, Джеймо и очередные музыканты Беттса — Уоррен Хейнз (Warren Haynes; гитара), Аллен Вуди (Allen Woody; бас) и Джонни Нил (Johnny Neal; клавишные). Они подписали новый контракт с “Epic” и в том же году выпустили альбом “Seven Turns”, спродюсированный Томом Даудом. В 1991 за ним последовала пластинка “Shades Of Two Worlds”, в мае 1992 концертник “An Evening With The Allman Brothers”, а летом 1994 студийный альбом “Where It All Begins” (с Томом Даудом за пультом). В этот период группа интенсивно и успешно гастролировала по стране, была хэдлайнером грандиозного турне H. O. R. D. E. и выступила на четвертьвековом юбилее фестиваля в Вудстоке.

Годом позже “Epic” выбросил на рынок еще один концертный альбом “2nd Set”, в котором были собраны записи с концертов последних трех лет.

Помимо того, в 1993 “Polydor” выпустил антологию “A Decade Of Hits: 1969-79”, которая отражала наиболее творческий период в биографии группы, а Уоррен Хейнз, подписав контракт с “Megaforce”, начал соло-карьеру и сделал спродюсированный Чаком Ливеллом дебютный альбом.

В 1994 в издательстве “Little”/“Brown” вышла книга Скотта Фримена “Midnight Riders”, посвященная истории братьев Олмен и их группы.

На протяжении 70-х и 80-х годов вышло несколько различных антологий сессионных работ Дуэйна Олмена, одного из наиболее одаренных музыкантов в истории современной американской музыки. — Андрей Бурлака.

Дискография:

Студийный альбом:

Концертный альбом:

Участие в альбомах:

Смотри также:

Web