TSK Laboratory. Home encyclopedia of music collections.
Jeff Beck

Jeff Beck

Бек Джефф (р. 24 июня 1944, Уоллингтон, Серрей, Англия) — английский гитарист, еще на заре своей карьеры причисленный к рок-н-ролльному Пантеону.

После школы Джефф поступил в Уимблдонский художественный колледж, а на гитаре начал играть, услышав в начале 60-х годов чикагских блюзменов Мадди Уотерса и Бадди Гая, пластинки которых тогда собирал. В 1964 Бек присоединился к ритм-энд-блюзовой группе TRIDENTS и привлек внимание Джимми Пэйджа, по рекомендации которого в марте 1965 попал в YARDBIRDS, успешно заменив Эрика Клэптона.

Двадцать месяцев, которые он провел с YARDBIRDS, были едва ли не самым творческим периодом в истории группы, однако в октябре 1966, во время ее первого американского турне, Бек ушел, ссылаясь на простуду, а скорее не желая принимать правил, по которым в США приходилось играть всем новичкам.

К февралю 1967 Джефф собрал первый состав JEFF BECK GROUP. Кроме самого Бека, который играл на гитаре и иногда пел, в него вошли: тогда еще мало кому известный Род Стюарт (вокал, гармоника), гитарист Рон Вуд, Джет Харрис (бас) и Вив Принс (барабаны). Они начали репетировать в пустовавшем зале на Гудж-стрит, однако уже через пару недель стало ясно, что этот состав нежизнеспособен. Харрис ушел (бас взял в руки Вуд), Принса сменил Рэй Кук, однако на первом концерте (он состоялся 3 марта 1967 в “Astoria” в Финсбери-парк и окончился полным провалом) за ударными уже сидел Род Кумбз. Принужденный более критически подойти к выбору партнеров, Джефф на время расстался с группой и записал свой первый сингл Hi Ho Silver Lining/ Beck's Bolero с all-stars составом, в который вошли Кит Мун, Джон Пол Джонс, Джимми Пэйдж и Ники Хопкинс. В апреле пластинка достигла в чартах 14-й строки. К этому времени Бек реорганизовал группу: Стюарт, Вуд и барабанщик Эйнсли Данбар. Они регулярно играли в клубах, постепенно приобретая культовый статус, хотя на двух следующих синглах — с Tallyman Грэма Гулдмена (№ 30) и Love Is Blue, инструментальной версии модного шлягера, сделанной под нажимом их продюсера Мики Моуста (№ 23), — с Беком опять играли сессионные партнеры.

Между тем в ноябре 1967 Данбар ушел собирать собственный бэнд. Его место занял Мики Уоллер, который в свое время вместе со Стюартом был в STEAMPACKET. Именно этот состав записал первый альбом JBG “Truth”, изданный “Columbia” в августе 1968 (в США он был 15-м, а в Англии вообще не попал в чарты), однако состав продолжал меняться, причем довольно непредсказуемо. В марте 1968 Бек сгоряча расформировал ритм-секцию. Вуд ушел в CREATION, с которыми сделал тур по ФРГ, но в июне вернулся назад. Эти три месяца его заменял Джон «Джуниор» Вуд. Что же до Уоллера, то он ушел в STEAMHAMMER, после чего за барабанами оказался Тони Ньюмен из SOUNDS INC. В октябре работавший едва ли не на всех записях группы пианист Ники Хопкинс согласился стать пятым участником JBG, только что отклонив аналогичное приглашение LED ZEPPELIN! Вместе с тем климат в группе не отличался теплотой. «Все это время мы избегали друг друга, — вспоминал Род Стюарт, — если кого-то угораздило поселиться в Хилтоне, то остальные могли жить где угодно, но только не там же».

Как бы то ни было, JBG наконец достигли звездного статуса: их второй альбом “Beck-Ola” был 15-м в США и 39-м в Англии, группа гастролировала по США как хэдлайнер, и даже в тени более известных CREAM Хендрикса, а также круто шедших в гору LED ZEPPELIN занимала достойное место. Последним хитом JBG стал изданный в июле 1969 сингл Barabajagal (№ 12), записанный вместе с Донованом.

В том же месяце группа распалась. Бек потерял интерес к ней после того, как услышал американский хард-роковый квартет VANILLA FUDGE, ритм-секция которого показалась ему идеальным вариантом нового состава. Род вместе с Вудом организовал FACES, Ньюмен ушел в MAY BLITZ, а Хопкинс улетел в США — играть со Стивом Миллером и QUICKSILVER.

Ожидая, пока Богерт и Эппис разберутся с наследием VANILLA FUGDE, Джефф предавался своей второй слабости — гонял на машинах. В декабре 1969 близ Мэйдстона он попал в аварию, вследствие чего на ближайшие два с половиной года о создании группы пришлось забыть. Но пока суд да дело, будущие коллеги организовали новую группу CACTUS.

Выйдя из больницы, Джефф вдруг решил, что тяжелый рок — это не то, что ему хочется играть. В апреле 1970 он, барабанщик BIG BERTHA Кози Пауэлл и продюсер Мики Моуст улетели в США, где на старой студии “Motown” в Детройте с местными сессионными музыкантами записали целый альбом инструментальной музыки (главным образом, мотаунские стандарты 60-х годов). “Columbia”, однако, не проявила к нему интереса, и Бек исчез до апреля 1971, когда вывел на дорогу новый состав JEFF BECK GROUP: к уже испытанному Пауэллу добавились Алекс Лигертвуд (вокал), Клив Шаман (бас) и Макс Миддлтон (фортепиано). Три месяца спустя место ушедшего Лигертвуда занял Боб Тенч из GASS. Эта группа просуществовала ровно год (до июля 1972) и выпустила два ставших ныне классикой диска: “Rough And Ready” (в октябре 1971 № 46 в США) продюсировал сам Бек, а “Jeff Beck Group” (в июле 1972 № 12 в США), известный также как «апельсиновый» альбом из-за картинки на обложке — Стив Кроппер из MG'S. После распада Пауэлл организовал BEDLAM (а позднее стал одним из наиболее популярных барабанщиков новой хардовой сцены), Шаман и Тенч ушли в HANSON, Миддлтон играл в STREETWALKERS. Сам же Джефф признал группу «неудачной» и поставил на ней решительный крест.

В августе 1972 Бек все же объединился с Богертом и Эпписом, но времена к этому времени безвозвратно изменились — меньше чем через два года все трое расстались, весьма разочарованные друг другом. После BB&A осталось два альбома (в том числе один концертный) и масса неизданного материала. В 1973 он также появился на альбоме Стиви Уандера “Talking Book”.

Первым намерением Бека после распада BB&A было вернуть Шамана и Пауэлла, но оба ответили отказом, и он поневоле обратил взор в другую сторону. С весны до осени 1974 Джефф работал мало. В августе он сделал телепрограмму для серии “Guitar Workshop” на BBC-2 (Беку помогала группа UPP, которой он, в свою очередь, помог записать дебютный альбом), играл на втором диске BADGER и искал по клубам музыкантов.

В октябре он отправился в студию с новым репертуаром, великим Джорджем Мартином в качестве продюсера и группой в составе: Макс Миддлтон (фортепиано), Фил Шен из HEADSTONE (орган, бас) и Ричард Бэйли из GONZALEZ (барабаны). Заявив, что ему «надоело общаться с певцами», Бек записал целиком инструментальный альбом “Blow By Blow”, который был близок к эстетике фьюжн. Он вышел в марте 1975, был в США 4-м и принес Беку первый действительно крупный коммерческий успех. В неизбежное рекламное турне он, однако, отправился с другим составом: Макс Миддлтон, Уилбер Баскомб (бас) и Бернард «Притти» Парди (барабаны). Группа неделю репетировала в Лондоне, сделала один «секретный» концерт в каком-то местном пабе, а следующий месяц провела, выступая в США.

В июне 1976 вышел инструментальный (и снова с Мартином) диск “Wired” (№ 16 в США). На этот раз в записи принимали участие: Миддлтон, Бэйли, Баскомб и известный джаз-роковый клавишник Ян Хаммер, перкуссионист и клавишник Нарада Майкл Уолден и барабанщик Эд Грин. И “Blow By Blow”, и “Wired” стали в США «платиновыми».

Так Бек оказался прочно связан с тесной компанией джаз-рокеров, которые группировались вокруг “CBS/Columbia”. Следствием этого стал и его альянс с JAN HAMMER GROUP. Они сделали программу, в мае дебютировали на концерте группы Элвина Ли в “Roundhouse”, а потом отправились в семимесячное мировое турне, после которого Бек вернулся в США (как и многие другие, он спасался там от британских налогов) и к регулярной работе уже не возвращался. В марте 1977 лайв-альбом «по мотивам» турне поднялся в США до 23-й отметки. Летом собранное для выступления на фестивале в Небуорте трио: Бек, Стэнли Кларк (бас) и Джерри Браун (барабаны), развалилось накануне выступления. В ноябре того же года Бек, Кларк и бывшие партнеры Джека Брюса Тони Хаймас (клавишные) и Саймон Филлипс (барабаны), совершили трехнедельный вояж по Японии. В конце 70-х годов гитару Бека можно было также услышать на соло-альбомах Нарады Майкла Уолдена, Стэнли Кларка, Кози Пауэлла и многих других.

В июле 1980 Бек выпустил с тем же составом (уже без Кларка, но с Мо Фостером, бас) новый альбом “There And Back” (№ 21 в США/№ 38 в Англии). Они даже совершили турне, поддерживая внимание аудитории к пластинке, но после этого Бек вновь исчез со сцены.

В середине 1984 он провел короткое, но бурное турне со старым приятелем Родом Стюартом (он играл на его альбоме “Camouflage” и сингле с новой версией People Get Ready Кертиса Мэйфилда, № 48), а в январе 1985 в составе «воображаемой» группы HONEYDRIPPERS (Пэйдж, Плант, Бек и Найл Роджерс из CHIC) поднялся на 3-ю строку американских чартов с синглом Sea Of Love.

В июле 1985 Джефф Бек выпустил свой второй за 80-е годы диск “Flash” (№ 39).

Среди участников записи значились Стюарт, Хаммер, Эппис, Тони Хаймас и певец Джимми Холл, а продюсерами были Найл Роджерс и Артур Бэйкер. Среди его сессионных работ середины 80-х годов следует отметить участие в BOX OF FROGS, группе экс-музыкантов YARDBIRDS (1984), двух сольных концертах Мика Джеггера “She's Boss” и “Primitive Cool”, а также неожиданное сотрудничество с Малколмом Маклареном.

В 1989 Бек, Хаймас и барабанщик Терри Боззио дали несколько концертов, а также записали альбом “Jeff Beck's Guitar Shop”, который, как и “Flash” получил “Grammi”.

В 1992 Джефф Бек записал саундтрек к телесериалу “Frankie's House” (о войне во Вьетнаме), а также записал альбом “Crazy Legs” с группой BIG TOWN PLAYBOYS. — Андрей Бурлака.

Дискография:

Студийный альбом:

Сборник:

Концертный альбом:

Участие в альбомах:

Смотри также: