НачалоTSK Laboratory. Home encyclopedia of music collections.Поиск
Машина Времени

Машина Времени

Ставшая, по сути дела, первой звездой отечественной рок-музыки и во многом предопределившая ее переход к русскоязычному творчеству, МАШИНА ВРЕМЕНИ была организована в одной из московских школ, хотя ее оздатель и с тех пор бессменный лидер Андрей Макаревич начал свой путь в музыку годом раньше. В 1968 г. он впервые услышал БИТЛЗ и, подверженный всеобщей моде, собрал из одноклассников и одноклассниц вокально-гитарный квартет "The Kids", с переменным успехом игравший англоязычные номера на вечерах школьной самодеятельности. Знакомство с певшими уже тогда по-русски "Атлантами" А. Сикорского и К. Никольского побудило его сделать "настоящую" группу и начать сочинять песни самостоятельно.

В первый, просуществовавший крайне недолго, состав "Машина времени" вошли: Андрей Макаревич - гитара, вокал; Александр Иванов - гитара; Павел Рубин - бас; Игорь Мазаев - фортепьяно; Юрий Борзов - барабаны. Необходимость добиться минимально-профессионального звучания уже вскоре вызвала изменения: один за другим ушли Иванов, Рубин и Мазаев. Их заменили Александр Кутиков - бас, вокал и Сергей Кавагоэ - клавишные. Мало-помалу группа начала выступать, добиваясь популярности в окрестных школах.

В 1970 г. последнего из "ветеранов" - Ю. Борзова сменил довольно известный в Москве барабанщик Максим Капитановский. У "Машина времени" появился своя аппаратура и довольно обширный репертуар. Два года спустя, однако, Капитановский уходит, чтобы впоследствии раствориться в ресторанно-филармонической карусели, и группа, не найдя ему достойной замены, распадается.

Следующие 12 месяцев или чуть больше судьба участников "Машина времени" оказалась связанной с довольно известной в Москве поп-группой "Лучшие годы" Р. Зобнина. Незадолго до этого "Годы" радикально поменяли свой состав и одним из новобранцев стал соученик Макаревича по Архитектурному институту Сергей Грачев, который и привел вслед за собой Макаревича, Кутикова и Кавагоэ.

В 1973 г. "Лучшие годы" почти в полном составе ушли на профессиональную сцену и "Машина времени" была возвращена к жизни. С осени 1973 г. до начала 1975 г. группа пережила смутное время, выступая на танцплощадках и сейшенах, играла "за стол и кров" на южных курортах, беспрерывно меняя состав. За эти полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов, среди которых были барабанщики Юрий Фокин и Михаил Соколов, гитаристы Алекс "Уайт" Белов, Александр Микоян и Игорь Дегтярюк, скрипач Сергей Осташев, клавишник Игорь Саульский и многие другие. Не выдержавший этой круговерти Кутиков в конце концов ушел в "Високосное лето", Саульский позже играл с "Арсеналом" Алексея Козлова.

К весне 1975 г. состав "Машина времени" стабилизировался: Макаревич, Кавагоэ (в результате всех этих перемещений оказавшийся за барабанами) и басист, вокалист Евгений Маргулис, приобрел узнаваемые черты и стиль группы, который определили многочисленные интересы и пристрастия ее участников: от бардовской песни до блюза и от кантри до рок-н-ролла. Плюс характерные тексты Макаревича: чуть ироничные, иногда немного патетичные, имеющие форму притчи или басни, они затронули широкий круг проблем, характерных для тогдашней молодежи.

В марте 1976 г. "Машина времени" с триумфом выступила на Таллиннских "Днях популярной музыки", после чего по приглашению "Мифов" и "Аквариума" дала несколько концертов в Ленинграде, которые стали началом массовой и длившейся 5 лет "машиномании".

На полгода к группе присоединился ленинградский блюзмен Юрий Ильченко (экс-"Мифы"). "Машина времени" каждые 2-3 месяца совершает челночные рейсы в Ленинград, давая по нескольку концертов, производивших смятение в рядах местных рок-фанов, и снова исчезает. Росту популярности группы способствовало и ее участие в фильме Г. Данелия "Афоня", в котором прозвучал тогдашний ее хит "Ты или я" ("Солнечный остров"). Продолжались эксперименты с составом. После ухода Ильченко в "Машина времени" появились скрипач Николай Ларин, трубач Сергей Кузьминок, кларнетист Евгений Легусов, клавишники Игорь Саульский (вторично) и Александр Воронов (экс-"Виктория"). В 1978 г. ленинградский звукорежиссер Андрей Тропилло выпустил первый магнитоальбом "Машина времени" "День рождения". На следующий год группа подготовила монументальную программу "Маленький принц" с развернутыми инструментальными соло, чтением стихов и начатками режиссуры (она тоже была записана на пленку).

Летом 1979 г. внутренние противоречия, уже давно копившиеся в группе, нашли свое разрешение. "Машина времени" снова распалась: Кавагоэ и Маргулис, собрав старых друзей, образовали "Воскресение", Воронов реорганизовал "Викторию", а Макаревич осенью того же года вывел на сцену новый состав "Машины времени": Александр Кутиков - бас, вокал; Валерий Ефремов - ударные; Петр Подгородецкий - клавишные, вокал. Они подготовили новый репертуар, поступили на работу в Московский областной театр комедии, а в марте 1980 г. стали главной сенсацией и лауреатом Всесоюзного рок-фестиваля "Весенние ритмы. Тбилиси-80". Группа, наконец, вышла из подполья, получила признание миллионов слушателей.

Однако оттепель длилась недолго. Весной 1982 г. Против рок-музыки была развернута кампания, инспирированная статьей "Рагу из Синей птицы" в "Комсомольской правде". Так и не вышел первый альбом на "Мелодии", программа "Машина времени" по многу раз правилась и пересматривалась бесчисленными худсоветами. Группу покинул Подгородецкий, которого заменили скрипач Сергей Рыженко и клавишник Александр Зайцев. Рыженко, к сожалению, год спустя уходит.

Вынужденное снижение активности "Машина времени" побудило Макаревича искать себя в других жанрах. Он выступал соло (с акустическим репертуаром), снимался в кино (вместе с группой): в двух не слишком интересных художественных лентах А. Стефановича - "Душа" (1982) и "Начни сначала" (1986), написал музыку к кинофильмам "Скорость" и "Прорыв".

Лишь в 1986 г. с изменением всей культурной политики страны "Машина времени" получила возможность нормальной работы. Были подготовлены новые, довольно сильные программы "Реки и мосты" и "В круге света", послужившие основой для одноименных пластинок. Вышла также ретроспективная пластинка "10 лет спустя", на которой Макаревич попытался восстановить звучание и репертуар "Машина времени" середины 70-х годов. Группа посетила несколько зарубежных рок-фестивалей, работала над альбомом в США, где, кстати, еще в 1981 г. была выпущена их "пиратская" пластинка.

Судьбе "Машина времени" в той или иной форме посвящены документальные фильмы "Рок-культ", "Рок и фортуна", "Шесть писем о бите". Долгое время "Машина времени" не придавала значения определению названий своих альбомов и не датировала их годами. В дискографии мы приводим наиболее важные и интересные образцы звукозаписи группы, которая, кстати, имела и великое множество "пиратско-концертных" альбомов.

Летом 1990 г. перед гастролями в Куйбышеве из "Машины времени" уходит Александр Зайцев. В группу возвращаются Евгений Маргулис, который теперь играет на гитаре, и Петр Подгородецкий. В репертуаре "Машина времени" опять много песен "классического" репертуара прошлых лет.

В 1990 г. сольный магнитоальбом и пластинка выходят и у Кутикова.

Дискография:

Студийный альбом:

Мини-альбом, миньон:

Концертный альбом:

Бутлег:

Сборник:

Участие в альбомах:

Смотри также:

Web