TSK Laboratory. Home encyclopedia of music collections.
Cream

Cream

В апреле 1966 года тяготевший к джазу барабанщик Джинджер Бейкер увидел выступление Эрика Клэптона в составе группы Джона Мейолла Bluesbreakers. Бейкер предложил Клэптону творческое сотрудничество, Клэптон с предложением согласился, на роль бас-гитариста и ведущего вокалиста был приглашен Джек Брюс, - так родилась первая в истории рока супергруппа Cream.

Питер "Джинджер" Бейкер работал практически со всеми известными английскими джазменами, в 1962 году он присоединился к ритм-энд-блюзовой группе Алексиса Корнера Blues Incorporated, в которой играл бас-гитарист Джек Брюс. Клавишником в группе Корнера был легендарный Грэм Бонд - вместе с ним Бейкер и Брюс, а также Джон Маклафлин и саксофонист Дик Хэкстолл-Смит организовали группу The Graham Bond Organisation, 1963 год. ПозжеБрюс играл в группах Джона Мейолла и Манфреда Мэнна, а Бейкер, познакомившись с Клэптоном, вышел из состава The Graham Bond Organisation.

Ведомые известным менеджером Робертом Стигвудом, Cream дебютировали в августе 1966 года на Виндзорском фестивале - выступление новой группы произвело фурор. Эрик Клэптон представлял себе Cream как своего рода продолжателей дела Chicago - по его мнению, группе следовало ориентироваться на джаз-блюз. Однако первый же сингл Cream, написанный Брюсом в соавторстве с поэтом Питом Брауном, "Wrapping Paper", стал всеанглийским хитом в категории "поп". За ним последовал хит-сингл "I Feel Free", вошедший в британский Тор 20 - здесь впервые были обозначены характерный вокал Брюса и "поющая женским голосом" гитара Эрика Клэптона. На дебютном альбоме "Fresh Cream" (39-е место в США, 6-е место в Великобритании) были представлены как авторские композиции музыкантов, так и блюзовая классика - "Spoonful" Вилли Диксона, "Four Until Late" Роберта Джонсона и "Rollin' And Tumblin'" Мадди Уотерса.

Для записи следующего альбома, "Disraeli Gears", был приглашен продюсер/музыкант Феликс Паппалар-ди - эта работа стилистически весьма отличается от первого диска Cream, в США альбом достиг пятого места, а на родине музыкантов был шестым. Здесь в полной мере раскрылся поэтический дар Пита Брауна и композиторский

талант Джека Брюса - в соавторстве они написали один из величайших хитов рока "Sunshine Of Your Love" (5-е место в США, 25-е место в Великобритании), а Эрик Клэптон остроумно переаранжировал композиции Алберта Коллинза "Crosscut Saw" и "Strange Brew" и написал одну из самых загадочных вещей, также, как и "Strawberry Fields Forever", имеющую множество толкований, "Tales Of Brave Ulysses"; единственной оригинальной люзовой композицией была "Outside Woman Blues". В целом, качество альбома значительно перекрывало рамки ринятого в те годы стандарта, что отразилось на положении пластинки в хит-парадах Англии и США: в обеих странах "Disraeli Gears" вошел в Тор 5.

К этому моменту Cream уже были группой-легендой - во время концертной серии в Сан-Франциско - Cream выступали в ныне несуществующем зале Fillmore West - публика так настойчиво требовала песен "на бис", что музыканты спонтанно перешли на двадцатиминутные импровизации своих в общем-то не слишком продолжительных вещей - с тех пор получасовые концертные варианты двух-трехминутных "пластиночных" композиций стали отличительной особенностью Cream.

Cream потрясли мир в 1968 году: полуконцертный-полустудийный двойной альбом "Wheels Of Fire" возглавил хит-парад США и вошел в Тор 3 Великобритании - здесь были фантастические аранжировки "Spoonful", "Traintime" и "Crossroads", а также поразительное соло Бейкера в удлиненной версии композиции "Toad". В "студийную" часть альбома вошли весьма сложные - по меркам того времени - композиции "White Room" (6-е место в хит-параде США, 36-е место в Англии), "Deserted Cities Of The Heart" и "Those Were The Days", а также изумительнейшая аранжировка композиции Хаулин' Вулфа "Sittin' On The Top Of The World", психоделический вариант

банальной вещи "Pressed Rat And Warthog" и сделанная в стиле рок-классицизма "As You Sad". "Wheels Of Fire" достиг "платинового" статуса, однако группу начали раздирать внутренние проблемы: "звезды" с трудом уживаются под одним небом - о взаимоотношениях музыкантов в то время можно судить по одному лишь факту: во время гастролей Клэптон, Бейкер и Брюс всегда останавливались в разных отелях и на концерты добирались также раздельно. В конце 1968 года было официально объявлено о роспуске Cream - перед этим прошли "прощальные" гастроли по США и Великобритании; вышедший уже после распада группы альбом "Goodbye", по иронии

судьбы, стал единственным альбомом Cream, возглавившим национальный хит-парад (в США - 2-е место).

Очень недолго Клэптон и Бейкер сотрудничали в составе группы Blind Faith, после чего каждый начал сольную карьеру - Клэптон как сольный исполнитель в полной мере, Бейкер - в составе группы Airforce (затем он организовал Baker Gurvitz Army, Salt и Energy, также работал сейшменом у Atomic Rooster и Hawkwind). Бейкер открыл студию звукозаписи в Нигерии, где был сделан знаменитый альбом Пола Маккартни и Wings "Band On The Run". В целом, сольная деятельность Бейкера коммерческого успеха не имела, хотя его альбомы "Horses And Trees" и "The Middle Passage", записанные при участии Билла Лэсуэлла, лишь чуть-чуть не дотянули до "золота". Джек Брюс после распада Cream работал с Лесли Уэстом, фактически возродив хард-блюзовую группу Mountain, сотрудничал с обином Трауэром, но, в отличие от Бейкера, подлинного успеха добился как сольный исполнитель - альбомы Брюса "Songs For A Tailor" (1969), "Out Of The Storm" (1974), "How's Trick" (1977) и два последних стали "платиновыми". (Джинджер Бейкер в настоящее время официально входит в состав американского хард-блюзового трио Masters Of Reality, а весной 1994 года выкроил время и вместе с бывшим коллегой по Cream Джеком Брюсом и известным ирландским гитаристом Гари Муром записал очень сильный блюзовый альбом "ВВМ", представленный как работа группы ВВМ - то есть Baker, Bruce, Moore)

Несмотря на творческие противоречия, все годы после распада Cream Эрик Клэптон сотрудничал с Джеком Брюсом, правда, это редко когда становилось известно музыкальным критикам и обозревателям - в силу различных причин, Брюс, как правило, играл на пластинках Клэптона анонимно. Ритм-секция бывшего Cream попыталась воссоединиться в составе группы Courtney Pine - Брюс и Бейкер даже сыграли на джазовом фестивале Nice Jazz Festival, - но попытка эта оказалась безуспешной. Cream можно с полным основанием считать самой лучшей - и самой технически изощренной - группой в истории мирового рока.

Дискография:

Студийный альбом:

Сборник:

Концертный альбом:

Участие в альбомах:

Смотри также:

Web